19
августа

Транспорт и логистика 19.08.2015

Новому главе ОАО РЖД придется решать старые проблемы; РЖД планирует модернизировать пути для утяжеленных поездов; Главу РЖД проверяют на право стать сенатором; евробонды РЖД почти не отреагировали на сообщения об уходе президента ОАО «Российские железные дороги» Владимира Якунина из компании; АО «НК «Казахстан темир жолы» (КТЖ) запретило подачу всех иностранных приватных порожних полувагонов казахстанским грузоотправителям на всей территории республики.

ОАО «Российские железные дороги»

Газета «Коммерсантъ» №149 от 19.08.2015 г.  19.08.15 г.

Наталья Скорлыгина, Дмитрий Бутрин

 

ЛЕЧЬ НА ТЕ ЖЕ РЕЛЬСЫ

 

Новому главе ОАО РЖД придется решать старые проблемы

Кто дольше руководил железными дорогами в России и СССР. Скорая отставка главы ОАО РЖД Владимира Якунина, которую вчера подтвердили на высшем уровне, сама по себе не решит проблем монополии. Преемнику топ-менеджера (с его кандидатурой, судя по всему, пока так и не определились) предстоит традиционная борьба за сокращение расходов ОАО РЖД. При господине Якунине, говорят эксперты, принципиально решить проблему дефицита бюджета компании не удавалось, и проблему купировали повышением тарифов или за счет различной господдержки. Но аналитики не ждут, что государство и при новом руководителе монополии в прежнем объеме продолжит политику «заливания деньгами» проблем ОАО РЖД.

Грядущая отставка президента ОАО РЖД Владимира Якунина приобретает все большее сходство с реальностью. В ночь на вторник глава монополии подтвердил, что после выборов в Совет федерации планирует оставить пост, а уже затем в структурах ОАО РЖД и близких к нему организациях получили телеграмму, в которой господин Якунин признавался, что получил предложение «продолжить работу по защите интересов граждан страны... в качестве представителя в Совете федерации». Но при этом топ-менеджер особо оговорил, что финальное решение — за руководством страны.

Владимиру Якунину уточняют биографию

Президент Владимир Путин назвал заявление главы ОАО РЖД Владимира Якунина о переходе на работу в Совет федерации (СФ) его личным решением, которое он с ним еще обсудит. По сведениям «Ъ», встреча президента с главой РЖД состоится на следующей неделе. До этого источники «Ъ» не берутся прогнозировать, кто именно возглавит монополию. Тем временем калининградский облизбирком проверяет кандидатуру главы РЖД на соответствие закону о порядке формирования СФ. Руководство страны вчера в лице президента Владимира Путин заявило, что Владимир Якунин сам решил оставить свой пост. Глава государства добавил, что, когда руководитель ОАО РЖД вернется из отпуска, он еще с ним об этом поговорит (господин Якунин в отпуске до конца августа, пока его замещает первый вице-президент монополии Вадим Морозов). Впрочем, один из собеседников «Ъ» уверяет, что решению господина Якунина предшествовала и встреча с господином Путиным до отпуска. Тогда, по словам источника «Ъ», якобы состоялся «тяжелый разговор», в частности, о том, что глава монополии не в состоянии снизить ее расходы.

При этом если с уходом топ-менеджера ясность в целом наступила, то о последствиях ухода Владимира Якунина для ОАО РЖД и отрасли в целом собеседники «Ъ» говорят гораздо менее уверенно. Так, список его потенциальных преемников, которым предстоит решать проблемы монополии (см. также на стр. 3), за сутки разросся до гомеровских размеров: источники «Ъ» называли практически всех действующих и бывших чиновников, имевших отношение к ОАО РЖД (в том числе экс-председателя совета директоров монополии Кирилла Андросова — высокопоставленный источник «Ъ» в правительстве считает его шансы наивысшими), и даже бывшего и нынешнего директоров ФСБ Николая Патрушева и Александра Бортникова. Такой разброс кандидатур может свидетельствовать как о том, что преемник еще не определен, так и о том, что его имя еще не донесено даже до руководителей ОАО РЖД. Большинство источников «Ъ» в отрасли считают наиболее вероятной кандидатурой помощника президента Игоря Левитина как человека с опытом в отрасли и большим политическим весом.

Более того, преемнику господина Якунина ОАО РЖД достанется в сложнейшем финансовом состоянии: расходы монополии растут, бюджетный разрыв и зависимость от господдержки увеличиваются, замечает глава агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров. Ранее ОАО РЖД оценивало, что безубыточности в 2016 году может достичь лишь при росте тарифов на 17,7%, а при меньшем росте (на 7,5-15,7%) ему потребуется 26-130 млрд. руб. господдержки. При планируемом максимуме индексации в 10% госпомощь монополии Минтранс оценивает в 75 млрд. руб. По мнению замгендиректора ИПЕМ Владимира Савчука, кто бы ни пришел на место господина Якунина, проблема дисбаланса доходов и расходов — первая из проблем, которую придется решать. ОАО РЖД при новом руководстве «точно не будут заливать деньгами», говорит эксперт, поэтому компания будет существовать в дефиците, тогда как до сих пор эта проблема решалась в том числе за счет частичного госсубсидирования капитального ремонта.

От монополии требуют сокращения издержек, и хотя расходы растут медленнее инфляции, цены на закупаемое сырье растут гораздо быстрее, так что в реальности экономия выражается в просрочках по ремонтам. При этом, говорит господин Савчук, оперативная статистика по объему погрузки не показывает положительной динамики, и проблемы с погрузкой, судя по всему, не закончатся и в 2016 году. Михаил Бурмистров соглашается, что просвет в этом плане наступит не раньше 2017 года. Погрузка по январю--июлю упала на 1,6%, и ОАО РЖД допускает, что по итогам года она упадет на 2,5%, хотя изначальный прогноз составлял 1,1%. В итоге доходность ключевых участников рынка — железнодорожных операторов резко упала, а в отрасли сформировался стойкий профицит предложения (несколько сотен тысяч лишних вагонов), справиться с которым пока не удается.

Также главе ОАО РЖД придется решать проблему с пассажирским комплексом, добавляет господин Савчук. Реформа железных дорог в России, вопреки опыту зарубежных стран, предполагает отказ от дотирования пассажирского транспорта, но без господдержки эти перевозки сохранятся только на единичных направлениях или в крупных агломерациях. Третья проблема — целесообразность либерализации рынка перевозок. «Все это нужно решать уже сейчас, поскольку идет бюджетный процесс на 2016 год, определяется индексация тарифов и субсидий»,— говорит Владимир Савчук. По мнению господина Бурмистрова, для вывода ОАО РЖД из кризиса новый руководитель может перевести инвестпрограмму на ту или иную разновидность лизинговой схемы, уходя от прямых закупок, сблизить тарифы на перевозку угля и высокодоходных грузов, повысить эффективность работы с грузовладельцами.


 

Газета «Ведомости» № 3898 от 19.08.2015 г.

Милана Челпанова

 

ТЯЖЕЛЫЕ ИНВЕСТИЦИИ РЖД

 

РЖД планирует модернизировать пути для утяжеленных поездов

На это потребуются собственные и государственные деньги

 РЖД в обновленной программе не указывает, сколько денег нужно на реализацию программы. РЖД пересмотрела программу развития тяжеловесного движения до 2020 г. и направила ее в Минтранс (копия программы есть у «Ведомостей»). Она предполагает увеличение массы поезда с нынешних 6000 т до 7100 и 9000 т, чтобы вывезти около 120 млн. т грузов. Для этого нужно обновить более 22 км путей и закупить на 195 локомотивов больше, чем планировала монополия. Основные направления, где нужно создавать тяжеловесное движение, – к портам Северо-Запада, Юга и Дальнего Востока.

Цель программы тяжеловесного движения – повышение пропускной способности на тех участках, где растет грузопоток. Это особенно актуально с учетом ограниченности ресурсов РЖД на масштабное расширение инфраструктуры, подчеркивается в программе. Увеличение массы поезда достигается благодаря использованию вагонов с повышенной грузоподъемностью (25 и 27 т на ось) и увеличению числа вагонов в составе. Нововведение поможет вывезти к портам уголь, нефтяные грузы и удобрения (см. график). Несмотря на падение погрузки в целом, перевозки этих грузов растут. Перевозки угля в январе – июле этого года выросли на 2,7% до 180 млн. т, удобрений – на 1,8% до 29,8 млн. т. Меньше стало только нефтяных грузов – на 0,6% (за семь месяцев перевезено 148 млн. т). РЖД подчеркивает, что реализация программы тяжеловесного движения позволит ей перевезти дополнительные 11 млн. т угля из Кузбасса к дальневосточным портам (программа развития БАМа и Транссиба была рассчитана на перевозку 55 млн. т угля, а не 66 млн., как получилось при пересчете грузовой базы).

 РЖД в обновленной программе не указывает, сколько денег нужно на реализацию программы, отмечая лишь, что инвестиции будут уточняться по мере реализации проектов по развитию железнодорожной инфраструктуры. Источники финансирования – собственные средства РЖД и бюджет. Представитель РЖД размер инвестиций не раскрыл. Но основные меры, необходимые для развития тяжеловесного движения, РЖД описывала в инвестпрограмме на 2015–2017 гг. Это развитие подходов к порту Усть-Луга (участок Мга – Гатчина – Вейнмарн – Ивангород) стоимостью 39,4 млрд. руб. до 2017 г., развитие участка Тобольск – Сургут – Коротчаево стоимостью 25 млрд. руб., развитие инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна стоимостью 104,6 млрд. руб., а также первый этап развития БАМа и Транссиба стоимостью 466,9 млрд. руб. В предыдущем варианте (от 2014 г.) вся программа с учетом этих же участков оценивалась в 677 млрд. руб.

РЖД в обновленной версии документа указывает, что ей нужны дополнительные локомотивы – для поездов массой 9000 т. При максимальном количестве пар поездов в сутки (12) монополии нужно будет еще 195 локомотивов (см. график). Сколько это стоит, монополия не раскрывает. В 2015–2017 гг. на закупку 1508 локомотивов монополия планирует потратить 214 млрд. руб. Таким образом, дополнительные 195 могут обойтись ей минимум в 30 млрд. руб.

 Совет операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ, объединяет крупнейших железнодорожных операторов) в отзыве на программу развития тяжеловесного движения отмечает, что она не предполагает частных инвестиций, «которые, например, могли бы быть привлечены за счет либерализации рынка тяги». Это, по мнению СОЖТ, помогло бы снизить финансовую нагрузку на бюджет. Свою позицию партнерство изложило в письме замминистра транспорта Алексею Цыденову 5 августа.

Гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров считает, что при существующей тарифной системе инвестиции в тяжеловесное движение не окупятся – программа заточена под перевозки низкодоходного угля.


 

Газета «Коммерсантъ» №149 от 19.08.2015 г.

Сергей Горяшко, Иван Сафронов, Антон Фейнберг

 

ВЛАДИМИРУ ЯКУНИНУ УТОЧНЯЮТ БИОГРАФИЮ

 

Главу РЖД проверяют на право стать сенатором

Президент Владимир Путин назвал заявление главы ОАО РЖД Владимира Якунина о переходе на работу в Совет федерации (СФ) его личным решением, которое он с ним еще обсудит. По сведениям «Ъ», встреча президента с главой РЖД состоится на следующей неделе. До этого источники «Ъ» не берутся прогнозировать, кто именно возглавит монополию. Тем временем калининградский облизбирком проверяет кандидатуру главы РЖД на соответствие закону о порядке формирования СФ.

Вчера в РЖД поступила телеграмма, в которой Владимир Якунин подтвердил свое желание перейти в СФ в качестве сенатора от Калининградской области, но подчеркнул, что окончательные решения будут приняты руководством страны. «Это его выбор, каждый человек смотрит на свое будущее так, как считает это нужным,— прокомментировал ситуацию Владимир Путин.— Но мы с ним еще об этом поговорим, сейчас он в отпуске находится, вернется — пообсуждаем».

Лечь на те же рельсы

Скорая отставка главы ОАО РЖД Владимира Якунина, которую 18 августа подтвердили на высшем уровне, сама по себе не решит проблем монополии. Преемнику топ-менеджера (с его кандидатурой, судя по всему, пока так и не определились) предстоит традиционная борьба за сокращение расходов ОАО РЖД. При господине Якунине, говорят эксперты, принципиально решить проблему дефицита бюджета компании не удавалось, и проблему купировали повышением тарифов или за счет различной господдержки. Но аналитики не ждут, что государство и при новом руководителе монополии в прежнем объеме продолжит политику «заливания деньгами» проблем ОАО РЖДПо информации «Ъ», встреча президента и главы РЖД может состояться на следующей неделе. До этой встречи, как утверждают собеседники «Ъ» в госструктурах, какие-либо консультации на уровне Кремля и Белого дома по кандидатуре преемника господина Якунина плотно не ведутся. Возможными кандидатами на пост главы РЖД собеседники «Ъ» называют представителей самых разных структур, а наиболее вероятной источники «Ъ» в Кремле считают кандидатуру помощника президента Игоря Левитина, который в период 2004-2012 годов возглавлял Минтранс. «Владимир Владимирович всегда ценил его профессиональные качества, тем более что Левитин знаком с железной дорогой не понаслышке — он сможет укрепить ведущие позиции монополии»,— отмечает один из собеседников «Ъ».

Основания, по которым глава РЖД выдвинут в СФ, сейчас анализирует рабочая группа калининградского избиркома, сообщил «Ъ» его пресс-секретарь Василий Ротар. Секретарь облизбиркома Ярослава Орлова заявила «Ъ», что в комиссию предоставлены «все документы кандидата в сенаторы, требуемые законом». Она не уточнила, о каких документах идет речь, но подчеркнула, что опыт дипломатической службы и работы в правоохранительных органах у Владимира Якунина есть. По ее словам, рабочая группа разослала во все профильные министерства и ведомства — МИД, МВД, ФМС, аппарат правительства, администрацию президента, налоговую службу — запросы, чтобы уточнить, имеет ли право Владимир Якунин выдвигаться в сенаторы. Ответ должен прийти в течение десяти дней, заявила госпожа Орлова.

Владимир Якунин подан вне расписания

Глава Калининградской области Николай Цуканов выдвинул на пост члена Совета федерации (СФ) главу РЖД Владимира Якунина, который, по его словам, является «другом области». В Совете федерации (СФ) господину Якунину прочат самые высокие посты. Источник “Ъ” в ОАО РЖД считает, что сменить господина Якунина может только человек с сопоставимым аппаратным весом, но он практически недостижим. Именно на этом весе, говорит собеседник “Ъ”, и держалось все эти годы ОАО РЖДСогласно ст. 2 закона «О порядке формирования СФ», сенатором может стать гражданин, проживший в регионе пять лет перед выдвижением или 20 лет в совокупности. Владимир Якунин ценз оседлости «не проходит», признают в комиссии. Но под ценз не подпадают сотрудники правоохранительных органов, дипломаты в ранге послов, члены парламента либо госслужащие соответствующего региона. Владимир Якунин, согласно его официальной биографии, и под эти критерии не подпадает. Он работал с 1985 по 1991 год вторым, а затем первым секретарем постпредства СССР при ООН, однако по «Положению о порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов» эта должность соответствует максимум рангу первого секретаря первого класса. У господина Якунина есть ранг действительного государственного советника первого класса, который присвоил ему президент 10 января 2003 года, но это не дает ему права стать сенатором.

Глава комитета СФ по регламенту Вадим Тюльпанов предполагает, что президент присвоил Владимиру Якунину ранг посла. Ранг чрезвычайного и полномочного посла присваивается президентом по представлению главы МИДа (кандидатуру рассматривает аттестационная комиссия под председательством первого заместителя главы МИДа), представление в МИД о наделении господина Якунина рангом посла могло прийти и из администрации президента (АП). Источники «Ъ» в МИДе не смогли оперативно пояснить, принималось ли такое решение.

Политолог Григорий Добромелов считает, что господин Якунин попадет в СФ по президентской квоте. Однако ранее источники «Ъ» в АП предполагали, что квота начнет заполняться не раньше, чем пройдут выборы в Госдуму 2016 года.

«Переход в сенаторы может рассматриваться как понижение»

17 августа стало известно, что президент ОАО РЖД Владимир Якунин покидает свой пост и планирует перейти в Совет федерации (СФ) после того, как состоятся выборы губернатора Калининградской области. Как зарубежные СМИ отреагировали на уход господина Якунина из РЖД — в подборке «Ъ»Региональный закон о выборах губернатора не обязывает кандидата в СФ от исполнительной власти предоставлять в избирком декларацию о доходах, заявил «Ъ» Василий Ротар. В ст. 5 закона «О порядке формирования СФ» говорится, что кандидат представляет эти сведения главе региона. Господин Ротар считает, что по закону Владимир Якунин должен будет подать декларацию уже после того, как избранный губернатор делегирует его в СФ. Госпожа Орлова заявила «Ъ», что господин Якунин мог подать декларацию о доходах губернатору, но подчеркнула, что сама комиссия ее не запрашивает. Глава региона Николай Цуканов заявил «Ъ», что «все сделано по закону», но не уточнил, на каких оснований выдвинут глава РЖД и получил ли он его декларацию.

Член Общественной палаты Павел Кретов, которого в тройке кандидатов в СФ сменил Владимир Якунин, сообщил «Ъ», что предоставлял декларацию о доходах в аппарат губернатора. Напомним, Владимир Якунин неоднократно отказывался публично отчитываться о доходах и лишь 8 мая, после прямой линии президента, который рекомендовал главам госкорпораций раскрыть заработок, заявил на селекторном совещании в РЖД, что его зарплата составляет 4 млн. руб. в месяц.

«Для Якунина СФ — это не почетная пенсия, это изменения в карьере и переход на новый политический уровень,— считает Григорий Добромелов.— Его аппаратный вес уменьшается, и ему необходимо статусное место, чтобы продолжать активную политическую работу и иметь прямой доступ к президенту». Эксперт подчеркивает, что Владимир Якунин станет как минимум первым вице-спикером. Впрочем, источники в СФ полагают, что на этот пост будет претендовать и экс-глава управления президента по внутренней политике Олег Морозов (выдвинут главой Татарстана).


 

ТАСС 18.08.2015 г.

 

ЕВРОБОНДЫ РЖД ПОЧТИ НЕ ОТРЕАГИРОВАЛИ НА СООБЩЕНИЯ О

ВОЗМОЖНОМ УХОДЕ ВЛАДИМИРА ЯКУНИНА ИЗ КОМПАНИИ

 

Евробонды РЖД почти не отреагировали на сообщения об уходе президента ОАО «Российские железные дороги» Владимира Якунина из компании. Об этом свидетельствуют данные торгов.

Накануне 17 августа стало известно о том, что глава РЖД Владимир Якунин дал письменное согласие быть в списке трех кандидатов для наделения полномочиями сенатора от Калининградской области. В случае назначения членом Совета Федерации Якунин должен будет покинуть пост главы РЖД не позже дня наделения его полномочиями сенатора.

Цена еврооблигаций РЖД в долларах с погашением в апреле 2022 года снизилась в ходе торгов 17 августа лишь примерно на 10 б.п. По словам руководителя дирекции долговых рынков «Уралсиб Кэпитал» Дмитрия Дудкина, реакция на такую новость в виде снижения цены долларового евробонда РЖД с погашением в 2022 году лишь на 10 б.п. для такой бумаги - совсем небольшое изменение. «Если внимательно всматриваться, есть реакция, но буквально мизерная», - сказал эксперт. «Бумаги в фунтах, вообще не вижу особенно сделок. Долларовый евробонд с погашением в 2022 году, он большого объема, - 1,4 млрд долларов, поэтому поактивнее торгуется. Я думаю, еще определенное затишье на рынке летом существует. Но мне кажется, люди понимают, что основная составляющая кредитного качества - это тот факт, что РЖД стопроцентная госкомпания, и в этом плане ничего не меняется. Конечно, интересно, кто заменит Якунина, но если рационально подходить, скорее всего для держателей бондов ничего не изменится в ближайшее время», - отметил Дудкин.

Другой выпуск длинных евробондов РЖД в евро с погашением в мае 2021 года подешевел с начала недели на 64,6 б.п. до 87,302% от номинала. «С учетом длины бумаги, это небольшая реакция. Можно сказать, что евробонды очень слабо отреагировали. Не очень понятно, на что реагировать. Долги РЖД все равно останутся. Если бы это были акции, возможно, в них еще была бы какая-то волатильность из-за возможных изменений дивидендной политики, например», - пояснил старший портфельный управляющий УК «Капитал» Андрей Вальехо-Роман.

В целом снижение российских корпоративных облигаций происходит на фоне общей конъюнктуры на долговом рынке РФ. Так, евробонды РФ с погашением в 2042 году сегодня дешевеют на 36,2 б.п. до 88,655% от номинала.

Тот факт, что Владимир Якунин уйдет с поста главы госмонополии - довольно важное событие для компании с точки зрения инвесторов в облигации, добавляет аналитик Sberbank CIB Сергей Гончаров. «Для рынков облигаций, как мы полагаем, важно, что личные лоббистские возможности Владимира Якунина постоянно помогали РЖД получать огромные средства в различных формах господдержки для компании. РЖД получают от государства в среднем около 150 млрд. рублей в год в виде прямых субсидий, вливаний в капитал и - эта практика особенно активно применяется в последнее время - инфраструктурных облигаций. С последним инструментом сама компания, по сути, дебютировала на рынке в 2013 году и с тех пор использовала его наиболее активно среди всех российских корпораций», - поясняет Гончаров. По словам эксперта, пока сложно сказать, кто сменит Владимира Якунина на посту президента РЖД и насколько ощутимо это повлияет на финансовые результаты компании. «Мы полагаем, что до появления дальнейших сообщений о непосредственных крупных переменах в компании рынку не стоит ожидать чего-то нового в методах управления РЖД. В частности, мы уверены, что РЖД, как и прежде, останется 100 процентной государственной компанией и сохранит возможность получать финансирование от государства в необходимых масштабах. Впрочем, чтобы оценить полностью эффект перемен, необходимо более четко понимать, кто будет новым главой компании и каковы будут его приоритеты», - отметил он.


 

 

 

Газета «Гудок» 19.08.2015 г. 19.08.15 г.

Елена Кудрявцева

 

ОПЕРАТОРЫ ЖДУТ РЕАКЦИИ

 

АО «НК «Казахстан темир жолы» (КТЖ) запретило подачу всех иностранных приватных порожних полувагонов казахстанским грузоотправителям на всей территории республики. Теперь собственный и арендованный подвижной состав железнодорожных администраций с территории Узбекистана, Киргизии, Таджикистана и Туркмении должен следовать через Казахстан только транзитом.

Некоммерческое партнерство операторов железнодорожного подвижного состава (ОЖдПС) направило в адрес министра транспорта Максима Соколова обращение. Как сообщила в обращении председатель НП ОЖдПС Ольга Лукьянова, из-за ограничения российские компании – собственники грузовых вагонов вынужденно нарушают долгосрочные договорные отношения с казахстанскими грузоотправителями, так как не могут направлять порожние грузовые вагоны на территорию республики. Коллег поддержал и Совет операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ), который направил письмо в Росжелдор, ссылаясь на то, что ограничения КТЖ противоречат соглашению о Евразийском экономическом союзе. Согласно документу поставщики из стран ЕАЭС должны иметь равные условия работы с национальными компаниями.

Как пояснил руководитель представительства КТЖ в России Владимир Захаров, речь идет только о вагонах, которые приходят под погрузку в Казахстан, транзитные могут спокойно направляться в Россию без ограничения в проезде.

«В принципе, как каждая дорога, КЖТ защищает свои интересы в условиях рынка, получая преференции в погрузке своих вагонов и перемещая грузы по территории Казахстана. Если вагоны идут из России, они проводят процедуру погрузки в установленном порядке. Никто им не запрещает въезжать и грузиться», – говорит он.

По оценке Владимира Захарова, конвенционный запрет, как и любой другой, носит временный характер. «Ограничения какой-то период просуществуют, я думаю, не самый долгий. То есть по прошествии времени условия могут быть пересмотрены. И будут сделаны исключения по стратегическим партнерам. Как и на любой дороге, это те, кто в равных условиях разрешает нам грузить у себя, мы им разрешаем действовать так же», – уточнил представитель КТЖ.

Стремление национальной компании защитить свои интересы вполне понятно. В связи со снижением объемов грузооборота из-за ухудшения ценовой конъюнктуры КТЖ в настоящий момент проводит антикризисные меры. В частности, оптимизирован бюджет расходов, снижена закупка материалов, топливно-энергетических ресурсов, объем ремонтов и сервисного обслуживания. Также рассматривается вариант введения режима неполного рабочего времени с 1 сентября.

В самом Казахстане российские грузооператоры уже ощутили последствия ограничений. Как прокомментировали «Гудку» в ТОО «ПГК – Центральная Азия» (ПГК-ЦА) («дочка» АО «ПГК», входит в состав UCL Rail), запрет негативно отражается на грузовой работе, так как полувагоны не могут заехать на территорию республики.

«Многие российские заводы пользуются вагонами ПГК. Если какое-то ответное решение не будет принято, это может привести к тому, что многие предприятия в России, которые пользуются нашими услугами, могут остановиться. Также запрет может привести к тому, что движение на узловых станциях Казахстана будет парализовано, они будут забиты порожними вагонами. Должно быть какое-то решение», – отметили в ПГК-ЦА.

Отсутствие угольных составов угрожает энергоснабжению промышленных и жилых районов Свердловской, Тюменской, Пермской и Челябинской областей. Прежде для того, чтобы удешевить перевозку, операторы оформляли два комплекта документов, то есть делили транзитный тариф, теперь им придется оформлять полный пакет перевозочных транзитных документов. В ПГК-ЦА уточнили, что оформление полного пакета документов выходит дороже, чем при разрывном транзитном тарифе, и дополнительные расходы операторов не могут не отразиться на стоимости грузоперевозок.

В Федеральной антимонопольной службе отказались от комментариев, сославшись на то, что требуется более глубокий анализ ситуации. При этом в ведомстве уточнили, что жалоб по данному поводу к ним пока не поступало.

Как указывает Ольга Лукьянова, подобный «вагонный протекционизм» в целом по всем перевозкам, либо по отдельным видам грузов или по порожним вагонам применяется Казахстаном систематически. Поэтому НП ОЖдПС предложило Минтрансу рассмотреть возможность ответных мер. К примеру, ввести запрет на прием порожних грузовых вагонов, принадлежащих Казахстану, на всей территории России. В свою очередь, представитель Дирекции Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества Игорь Соловьев пояснил, что КТЖ направили телеграмму в РЖД с информацией о том, что ограничения в ближайшее время будут сняты в отношении всех стран. Однако реальные сроки казахстанская администрация не уточнила.